История института

Биография акционерного общества «Казанский Гипронииавиапром» неразрывно связана с историей нашей страны, с развитием ее промышленности, главным образом авиации, укреплением обороноспособности государства.

Сегодня  «Казанский Гипронииавиапром» – один из ведущих проектных и научно-исследовательских институтов России, который осуществляет комплексное проектирование предприятий авиационной и других отраслей промышленности, объектов жилищного и гражданского назначения, разрабатывает проекты реставрации и реконструкции памятников истории и культуры, делает необходимые инженерные изыскания, обеспечивает авторский и технический надзор за строительством, занимается поставкой оборудования, выполняют функции генподрядчика.

В самом начале Великой Отечественной войны, уже в июле 1941 года, Правительство СССР приняло Постановление о развертывании авиационной промышленности и ускоренном строительстве авиазаводов в городах Поволжья, Урала, Западной Сибири. В кратчайшие сроки в наш город были эвакуированы Московский авиазавод им. С.П. Горбунова (№ 22), Воронежский моторный завод (№ 16), Ленинградский авиазавод (№ 387).

В первые месяцы войны головной институт Гипронииавиапрома в кратчайшие сроки (всего за 10 дней!) был эвакуирован в ряд городов Советского Союза, в т.ч. и в Казань.

В октябре 1941 г. на территории авиазавода им. С.П. Горбунова из числа специалистов Московского проектного института авиационной промышленности «Гипроавиапром», казанских проектировщиков и работников авиапредприятий нашего города была создана специальная проектная бригада – СПБ-6.

SPB-6

Здание, где располагалось СПБ-6-Казанский филиал «Гипронииавиапром» на ул. Максимова (1948-1957)

Перед ней ставилась задача – обеспечить проектной документацией расширение и реконструкцию действующих в Казани и эвакуированных из Москвы, Ленинграда и Воронежа авиационных заводов с целью значительного увеличения производства боевых самолетов – пикирующих бомбардировщиков Пе-2, бомбардировщиков Пе-8 и двигателей.

          

Самолеты Пе-2 и Пе-8 казанского производства

Для этого в существующих корпусах казанских заводов производилась перепланировка действующих цехов и производственных участков, заново проектировались и вводились новые технологические линии. Поскольку конструкторы самолетов, двигателей и вооружения постоянно работали над повышением технических и эксплуатационных характеристик изделий, проектировщикам постоянно приходилось участвовать в разработке новых технологических процессов, планировать размещение нового оборудования, проектировать дополнительные производственные площади или производить реконструкцию существующих.

Наряду с разработкой технической документации специалисты бригады принимали непосредственное участие в руководстве работами по реконструкции действующих производств, параллельно решая многочисленные технические и организационные
вопросы.

Вместе с заводчанами сотрудники СПБ-6 работали по 11-12 часов в сутки, получая по 600-800 г хлеба и талон на обед в заводской столовой.
В 1941-1944 годах в составе специальной проектной бригады под руководством московского специалиста, инженера М.И. Пазинича работало до 100 человек. Среди тех, кто здесь трудился со дня основания в военное время, назовем Н.Н. Дегтева (эвакуирован из Воронежа); казанских проектировщиков – В.И. Ларюкова,  В.Д. Казанцеву, П.В. Толокнову (Пугачеву), А.Д. Бекбулатову, Г.И. Солдатова; инженеров авиационного и моторостроительного заводов – З.В. Клименко, Б.И. Никонова, А.И. Егорову. В 1944 г. пришла М.С. Кичкировская, впоследствии долгие годы работавшая главным бухгалтером института. В 1944-1947 гг. в СПБ-6 начали (или продолжили) свою трудовую биографию О.А.Грязев – руководитель строительной группы, Н.П. Журавлев, Ю.М. Терехин, топограф А.П. Крюков, главный бухгалтер А.Г.
Поташник, сметчик С.А. Семелькин. В 1949 году здесь продолжили свой трудовой путь архитектор Н.А. Победимский (единственный на то время архитектор в составе СПБ-6, участник Великой Отечественной войны) и инженер Ю.Я. Мочалов.

В конце войны специалисты-москвичи возвратились в столицу и число сотрудников бригады сократилось до 30-40 человек. Бригада специалистов-проектировщиков, собственно и давшая институту Казанский Гипронииавиапром путевку в
жизнь, внесла свой достойный вклад в дело Победы!

В 1945 году наркоматом обороны было принято решение о запуске в производствона заводе № 22 (КАПО им. С.П. Горбунова) дальнего тяжелого бомбардировщика Ту-4 – первого советского носителя атомного оружия. В рекордные сроки, всего за полтора года, коллектив завода смог поставить этот самолет на крыло. Освоение серийного производства самолетов Ту-4 обеспечило переход советского тяжелого самолетостроения на новый, более высокий технологический уровень. Решение этой сложнейшей задачи потребовало особого участия, в т.ч. и казанских проектировщиков. Заводом было выпущено более 600 машин, которые скоро стали основой стратегической авиации страны.

Tu-4                              Первый советский стратегический бомбардировщик Ту-4

В 1947 году проектную бригаду, состоящую из строительной и сантехнической групп, возглавил Н.Н. Дегтев. Это было время колоссального напряжения огромной страны, все силы которой были направлены на скорейшее восстановление разрушенной
войной промышленности и налаживание мирной жизни. СПБ-6 выполняла проектирование строительства новых и реконструкцию действующих авиационных заводов Казани (КАПО им. С.П.Горбунова, Казанского моторостроительного производственного объединения, Казанского вертолетного завода), чуть позже
Саратовского авиационного завода, многих ОКБ И НИИ Советского Союза.

KAPO_GorbunovaЗдание заводоуправления и площадь у КАПО им. С.П. Горбунова

Постановлением Совета Министров СССР № 4490-1786 от 18 октября 1952 г. в связи с дальнейшим развитием авиационных заводов в г. Казани СПБ-6 была преобразована в «Казанский филиал«Гипроавиапром» Министерства авиационной промышленностиСССР. 10 декабря 1964 г. вследствии расширения спектра работ произошла реорганизация головного института в Государственный проектный научно-исследовательский институт авиационной промышленности – «Гипронииавиапром». Согласно приказу № 8
от 14 сентября 1966 г. с 1 января 1967 года было установлено наименование «Казанский филиал «Гипронииавиапром».

История развития отечественной авиационной промышленности показывает, что многие, в т.ч. уникальные оборонные, предприятия были спроектированы казанскими специалистами:Казанское авиационное производственное объединение, выпустившее первый отечественный стратегический бомбардировщик Ту-4, а впоследствии и Ту-160 с изменяемой геометрией крыла, среднемагистральный пассажирский самолет Ту-214, Саратовский авиазавод с производством самолета вертикального взлета Як-38
(таких заводов всего два в мире!), Казанский вертолетный завод, выпускающий самую массовую винтокрылую машину России Ми-8, и многие другие.

Mi-8 Пробный полет Ми-8, 1965, 26 октября

saz Сборочный цех Саратовского авиационного завода

Решение насущных социально-экономических задач страны всегда являлось приоритетным для института. В 1950-1960-е гг. интенсивное экономическое развитие СССР, строительство в городах Татарии новых промышленных предприятий увеличили
потребность в объемах жилищного строительства. В связи с этим правительство страны сделало в жилищной политике главный упор на строительство малогабаритных пятиэтажных домов из бетонных блоков и силикатного кирпича.

Основной упор на строительство малогабаритных пятиэтажных домов объяснялся и техническими возможностями строительной индустрии: она находилась на достаточно низкой стадии механизации, большая часть работ выполнялась вручную. На строительных площадках для возведения многоэтажных жилых домов не хватало больших башенных кранов, монтажных механизмов и другой техники. Но, несмотря на значительное техническое отставание строительной отрасли от других отраслей промышленности, период руководства страной Н.С. Хрущевым был отмечен высокими темпами жилищного строительства и массовым переходом от коммуналок коридорного и барачного типов к изолированным квартирам.

В целом в хрущевское десятилетие(1956-1965 гг.) в Татарии было построено более чем 1,37 млн кв.м жилья. Почти четверть населения республики справила новоселье, что стало одним из важнейших показателей роста жизненного уровня народа.

В этой огромной работе активно участвовали и проектировщики Казанского филиала «Гипронииаиапром». Они, одними из первых в Советском Союзе, подключились к реализации проекта дома серии 1-605А, разработанного во второй половине 1950-х годов
московскими специалистами (т.н. «хрущевки»). Это было дешевое и быстро возводимое жилье, в котором так нуждалась в те годы страна!
Быстрыми темпами жилищное строительство развивалось и в последующие годы.
Применяя новые индустриальные методы возведения объектов, проектировщики и строители добились сокращения сроков сооружения домов. Так, 80-квартирные дома в крупнопанельном исполнении строились всего за 5-6 месяцев, в кирпичном исполнении – за 8-9 месяцев (ранее 1,2-2 года). Усилия архитекторов, проектировщиков и строителей сосредоточились на дальнейшей индустриализации строительства, проектировании более совершенных жилых и культурно-бытовых зданий, проведении
комплексного благоустройства жилых микрорайонов. В этот период все больше внимания стало уделяться улучшению композиции застройки путем возведения многоэтажных домов с более красивыми фасадами, проведения полного благоустройства микрорайонов.

Одним из первых эти подходы были опробованы в Ленинском и Советском районах Казани, затем в Нижнекамске, Набережных Челнах, Зеленодольске и Альметьевске. В целом в период до 2000г. по проектам института были построены жилые дома общей площадью более 2,6 млн кв. м!

Непрерывный рост объемов капитального строительства требовал дальнейшего совершенствования системы управления, развития базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов. За годы восьмой пятилетки (1966-1971) была проведена большая работа по улучшению управления строительным
производством. В это время появились такие крупные предприятия, как «Главтатстрой» Министерства промышленного строительства СССР, управления строительства «Татэнергострой» и «Татсельстрой», тресты «Промстроительство» и «Оргтехстрой», специализированные управления «Жилстрой» и «Металлургстрой». К концу 1970-х гг. в нашей республике действовало 33 специализированных подрядных организаций, трестов и управлений.

В период 1964-1977 годов Казанский филиал возглавлял Павел Николаевич Горин. В это время было многое сделано для улучшения условий работы сотрудников организации. Благодаря его энергии и настойчивости, поддержке Министерства авиационной промышленности и участию казанских предприятий-партнеров в 1971 году было построено собственное здание на улице Дементьева,1.

KGap                    На строительстве Казанского филиала «Гипронииавиапром». 1970-е

Это дало возможность увеличить количество проектировщиков и, как следствие, общие объемы проектных работ. С развитием советского нефтегазового комплекса Казанский
филиал «Гипронииавиапром» стал успешно разрабатывать проекты производства передвижных электростанций ПАЭС-2500 для нужд СССР и для экспорта в другие страны. Жизнь вносила свои коррективы в трудовой график института: все чаще при-
ходилось заниматься объектами гражданской инфраструктуры. Так, в 1950-1960 гг. по проектам Казанского филиала были построены здания ДК на улице Копылова (им. В.И. Ленина) и на улице Королева (им. М.С. Урицкого), в 1974-м – домостроительный комбинат, продукция которого дала жилье сотням тысяч казанцев, в 1976 г. – здание НИАТ.

1970-1980-е годы бурно развивался отечественный авиа-космический комплекс и по проектам института строились во многих отношениях уникальные заводы и объекты авиационной промышленности с использованием самых передовых технологий, испытательные станции для самолетов, вертолетов и двигателей к ним.
На фоне этих масштабных и значимых работ особо стоит история проектирования и строительства уникального комплекса корпуса 206 на КАПО им. С.П. Горбунова, нескольких корпусов на Казанском моторостроительном производственном объединении – здания гальванического цеха, корпуса точного стального литья и испытательной станции, здания заводоуправления. В итоге на этих предприятиях производственные площади выросли в полтора раза!

kapo Строительство корпуса 206 КАПО им.С.П.Горбунова

По проектам института в те годы было построено несколько корпусов на площадке Казанского вертолетного завода в Московском районе столицы Татарии, обеспечены строительство и реконструкция производственных корпусов на зеленодольских
машиностроительных предприятиях. Нельзя не отметить, что хорошая рабочая атмосфера, сложившаяся среди сотрудников проектной организации, особенно в
части обмена опытом и профессионального роста специалистов, давала свои плоды. В разное время в институте начинали свою деятельность М.А. Кафиатуллин, А.А. Насыров, В.А. Абрамов, Г.П.Никитин – впоследствии известные и авторитетные специалисты,
руководители проектных организаций республики.

В течение 10 лет, с 1977 по 1987 год, директором Казанского филиала был Наркиф Гафурович Абдуллин, до этого назначения работавший руководителем группы –начальником отдела НСО. В эти годы организация продолжала свою успешную работу, ежегодно наращивая объемы проектных работ. Для Казани в то время были спроектированы здания профессионально-технических училищ
на ул. Дементьева и пр. Ф. Амирхана, учебные здания КАИ на ул.Б. Красная и пр. Ф. Амирхана, несколько школ и дошкольных учреждений, больниц различного профиля. Город получил несколько важных объектов энергетического назначения и инженерных сетей, были произведены реконструкции комбината панельного домостроения и завода силикатных изделий.

Kai Учебное здание КНИТУ им.А.Н.Туполева (КАИ) на улице Большая Красная

Год 1988-й – в стране полным ходом идет  «перестройка». Новейшая история в биографии института начиналась в сложных общественно-политических условиях. В стране узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативного движения,
начинают создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями.

Со второй половины 1980-х годов объем финансирования института неуклонно снижался, и к 1991 г. он составлял уже менее 10%.

Вот в таких условиях начинал работу на посту руководителя Борис Иванович Тихомиров. За кратчайший срок он должен был стать «топ-менеджером». Кроме заботы о качестве проекта возникли новые проблемы – где и как найти работу, как и чем платить людям зарплату.

Сегодня институт представляет собой удачный и довольно редкий положительный пример – он не развалился, его не перепродали, он не умер, как десятки его коллег по огромной стране. Но это, скорее, не благодаря, а вопреки
обстоятельствам. Большинство предприятий авиастроительного комплекса за прошедшие годы так и не пришли в себя.

Институт достойно пережил очередное российское «смутное» время. Пройдя через горнило «реформ», ему удалось сохранить коллектив, потенциал, отстоять свое «место под солнцем» и обрести новую форму.

Ветры рыночных перемен коснулись и организационной структуры института. В 1991 г. по решению общего собрания коллектива Казанский филиал «Гипронииавиапром» был преобразован в самостоятельный проектно-конструкторский и научно-исследовательский институт авиационной промышленности «Казанский Гипронииавиапром» (Свидетельство о государственной регистрации № 05-268). В 1993 г.
институт был преобразован в акционерное общество закрытого типа «Казанский Гипронииавиапром» (Свидетельство № 597 от 22.12.1993
выдано Министерством финансов Республики Татарстан, Свидетельство о праве собственности на имущество № 194 от 27.01.1994 выдано Государственным комитетом Республики Татарстан по управлению государственным имуществом). В соответствии со статьей 94 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» институт в 1996 году был перерегистрирован в закрытое акционерное общество (ЗАО) «Казанский Гипронииавиапром» (Свидетельство о регистрации № 125/к выдано Регистрационной палатой Республики Татарстан).

Сегодня АО «Казанский Гипронииавиапром» представляет cобой яркий пример социального партнерства работодателя и работников. Конференция трудового коллектива в августе 2009 г. приняла очередной коллективный договор, который Федерацией профсоюзов Республики Татарстан был признан лучшим!
В стратегическом плане институт решает две главные задачи

– выпуск качественной проектной продукции и обеспечение достойного уровня жизни своих сотрудников.

Богатая история, уверенное настоящее и прекрасная перспектива АО «Казанский Гипронииавиапром» основаны на следующих факторах:
– комплексный подход в решении поставленных перед институтом задач.
– накопленный опыт работы в различных сферах (производство, дороги, жилье, соцкультбыт) позволяет использовать этот ценны багаж в синтезе с современными технологиями и материалами. Институт обладает уникальной базой данных по производителям и поставщикам различного оборудования, материалам и пр. Отсюда
предлагаемые его специалистами решения всегда оправданы с точки зрения экономики, экологии, сроков ввода в эксплуатацию и т.д.;

– наличие необходимых лицензий, допусков, сертификатов (в т.ч. и по работе с режимными объектами) позволяют институту сотрудничать практически с любыми предприятиями и организациями (в т.ч. и зарубежными).

Прошедшие почти 75 лет стали крепким фундаментом, который состоит из богатой истории и опыта людей, собственно, и делающих эту историю!